Юзабилити-тестирование интерфейсов

Для того что бы определить степень эффективности, успешности и удовлетворенности продуктом, юзабилисты или проектировщики используют юзабилити-тестирование, которое позволяет выявить проблемы при работе программы или сайта, измерить скорость работы, а так же получить оценку степени удовлетворенности продуктом.

При испытании многих продуктов пользователю предлагают в «лабораторных» условиях решить основные задачи, для выполнения которых этот продукт разрабатывался, и просят высказывать во время выполнения этих тестов свои замечания.

Процесс тестирования фиксируется в протоколе (логе) и/или на аудио- и видеоустройства — с целью последующего более детального анализа.

Если проверка эргономичности выявляет какие-либо трудности (например, сложности в понимании инструкций, выполнении действий или интерпретации ответов системы), то разработчики должны доработать продукт и повторить тестирование.

Наблюдение за тем, как люди взаимодействуют с продуктом, нередко позволяет найти для него более оптимальные решения. Если при тестировании используется модератор, то его задача — держать респондента сфокусированным на задачах (но при этом не „помогать“ ему решать эти задачи).

Основную трудность после проведения процедуры проверки эргономичности нередко представляют большие объёмы и беспорядочность полученных данных. Поэтому для последующего анализа важно зафиксировать:

  1. Речь модератора и респондента;
  2. Выражение лица респондента (снимается на видеокамеру);
  3. Изображение экрана компьютера, с которым работает респондент;
  4. Различные события, происходящие на компьютере, связанные с действиями пользователя:
    • Перемещение курсора и нажатия на клавиши мыши;
    • Использование клавиатуры;
    • Переходы между экранами (браузера или другой программы).

Все эти потоки данных должны быть синхронизированы по тайм-кодам, чтобы при анализе их можно было бы соотносить между собой.
Польза юзабилити-тестирования многогранна. Тестирование позволяет:

  • Понять, насколько плохо или хорошо работает интерфейс, что может либо побудить улучшить его, либо, если он уже достаточно хорош, успокоиться; в любом случае достигается польза.
  • Сравнить качество старого и нового интерфейсов и тем самым дать обоснование изменениям или внедрению.
  • Найти и опознать проблематичные фрагменты интерфейса, а при достаточном объеме выборки также и оценить их частотность.

В то же время юзабилити-тестирование не может сделать из плохого продукта продукт хороший; оно всего лишь делает продукт лучше.

Первое тестирование крупных систем всегда показывает, что интерфейс работает гораздо хуже, чем думает его владелец или создатель, и гораздо лучше, чем изначально уверен тестер.
У юзабилити есть пять количественных составляющих:

  • Обучаемость: насколько легко пользователи могут выполнить основные задачи, впервые встретившись с незнакомым им интерфейсом?
  • Эффективность: после того, как пользователи ознакомятся с дизайном, как быстро они могут выполнить то же задание?
  • Запоминаемость: После того, как пользователь снова вернется к интерфейсу через определенный промежуток времени, насколько легко ему будет восстановить свои навыки работы с данным интерфейсом?
  • Ошибки: сколько ошибок делает пользователь, насколько серьезны эти ошибки, насколько легко пользователь может исправить эти ошибки?
  • Удовлетворенность: насколько пользователю приятно пользоваться данным интерфейсом?

Классификация юзабилити-тестирования
Юзабилити-тестирование бывает нескольких видов

  • Качественное тестирование изучает поведение пользователя, выясняет, что работает, а что не работает в дизайне продукта. Цель такого исследования – дать вам рекомендации по тому, как сделать ваш продукт удобнее для пользователя.
  • Количественное тестирование содержит много статистически важных данных. С их помощью можно, например, сравнить несколько версий одного и того же продукта. Такое исследование довольно дорого стоит, поэтому имеет смысл в тех случаях, например, когда необходимо выяснить, насколько именно ваш продукт лучше или хуже конкурента.
  • Сравнительное тестирование – один из наиболее ценных методов. Оно применяется, когда необходимо сравнить ваш продукт с несколькими наиболее важными его конкурентами на рынке. Такое происходит, к примеру, когда вы выпускаете новую версию своего продукта и не хотите повторить чужих ошибок.
  • Кросс-культурное тестирование необходимо в двух случаях: когда ваш продукт ориентирован на зарубежного пользователя, либо когда вы адаптируете иностранный продукт для российского рынка.

На каких этапах разработки необходимо проводить юзабилити-тестирование?
- на начальном этапе проектирования, юзабилити-тестирование на прототипах;
- когда продукт уже разработан, необходимо определить насколько, он удобен для пользователя;
- если предполагается редизайн готового продукта;
- на этапе анализа, проведите юзабилити-тестирование конкурентов для того что-бы выявить эффективность работы интерфейса.

Что необходимо сделать перед проведением юзабилити-тестирования?
В любом случае необходимо установить Google analytics (книга: Google Analytics. Профессиональный анализ посещаемости веб-сайтов) или другой сервис для аналитики посещения сайта. После установки Google analytics у вас уже появляются конкретные данные о статистике посещений, местах входа и выхода посетителей сайта и другая информация.

Следующим шагом должно быть определение KPI (Wikipedia: Key Performance Indicators — ключевые показатели эффективности). Необходимо проанализировать, что важно для бизнеса, определить цели, которые должны быть достигнуты сайтом.

Третьим шагом является уже непосредственное определение проблемных страниц и функций. Просто проводить юзабилити-тестирование неэффективно, необходимо понять, где возникают проблемы, на какой странице, с какой функцией, а потом уже проводить тестирование для определения, что именно не так на странице и как это решить. Опять же поможет Google analytics, тут можно определить, с каких страниц уходят пользователи, какие страницы игнорируются, и какие функции не используются.

Четвертым шагом должно стать формирование гипотез по поводу того, что не так со страницей, и исходя из этого, необходимо определить метрики (Wikipedia: ISO 9126 — Оценка программного продукта), по которым будут тестироваться функции (есть метод экспертной оценки, при котором эксперт выдвигает гипотезы по улучшению интерфейса сайта и, исходя из них, происходит перепроектирование сайта, однако проверить, действительно ли эта гипотеза верна, можно только по итогу внедрения изменений, что влечет за собой большую цену ошибки).

После определения метрик, по которым будем тестировать проблемные зоны на сайте, необходимо определить персонаж и сценарий работы (книга: Алан Купер об интерфейсе. Основы проектирования взаимодействия), по которому будет проводиться юзабилити-тестирование. Данный шаг необходим для привлечения нужных респондентов и выбора задания для юзабилити-тестирования. Если упустить этот момент, то респондент, который не является целевым пользователем, может с успехом пройти проблемную зону, а у пользователя, который действительно использует данную страницу, возникнут действительно большие проблемы. Итогом будет перепроектирование интерфейса без учета данных, а проблема останется. Точное определение сценария поможет дать респонденту правильное задание. То есть, если задание будет купить мобильный телефон, а респондент и вовсе не будет регистрироваться (а мы тестируем именно регистрацию), то юзабилити-тестирование бесполезно.

Юзабилити-тестирование состоит из следующих этапов
Юзабилити-тестирование состоит из следующих этапов:
·         оценка объема работы;
·         формирование списков требований к респондентам и задач пользователей;
·         поиск респондентов;
·         составление тестовых сценариев;
·         тестирование теста;
·         проведение тестирования;
·         анализ результатов;
·         экспертная оценка интерфейса;
·         написание итогового отчета.
Подробнее обо всех этапах описано в статье Влада Головача «Юзабилити-тестирование по дешевке»

В статье были использованы материалы из других статей:

http://usethics.ru/blog/lib/testing_by_the_cheap/#_Toc104718052

http://habrahabr.ru/blogs/ui/124462/

http://www.webmascon.com/topics/testing/14a.asp

 
  © 2012 — «Wayson»